Все чаще мы говорим о высокотехнологичной и креативной современной библиотеке. Уже ни у кого не вызывает сомнений, что библиотекарь в наше время — мультипрофильный специалист, который не только владеет знаниями из области библиотечного дела, но и умело обращается с компьютером.
Такой выход в онлайн — не только необходимость, но и ценная возможность реализовать свой творческий и управленческий потенциал для всех сотрудников библиотеки.
Сегодня поднимаем дискуссионный вопрос: нужен ли библиотеке личный блог? И если да, то где и как его вести?

Нужен ли библиотеке собственный блог
Первый вопрос, требующий ответа, — а стоит ли во все это ввязываться? На старте стоит понимать сложности, с которыми придется столкнуться.
Разумеется, блог библиотеки можно вести без денежных вложений, но обязательно потребуется кто-то (или даже целая инициативная группа), кто должен будет постоянно генерировать контент и вести аккаунты: создавать цепляющие фотографии, снимать видеоролики, писать увлекательные тексты, отвечать на комментарии. Все это требует значительного количества времени и творческой энергии.
У многих библиотек уже есть какая-либо площадка, на которой они поддерживают коммуникацию с читателями. Чаще всего это сайт или отдельная страница на сайте вузе, предназначенная для библиотеки. На таком ресурсе обычно делятся ключевыми новостями: «Проводим фестиваль такой-то, приходите». Или: «31 декабря и 1–7 января библиотека не работает». Или еще: «Найдена шапка. Синяя, с помпоном. Просим обратиться в гардероб».
Иными словами (и, кстати, совсем без тени иронии), сайты библиотек уже выполняют необходимую новостную функцию. Зачем же плодить площадки, создавая аккаунт где-то еще?
Первый вопрос, требующий ответа, — а стоит ли во все это ввязываться? На старте стоит понимать сложности, с которыми придется столкнуться.
- Трудозатраты.
Разумеется, блог библиотеки можно вести без денежных вложений, но обязательно потребуется кто-то (или даже целая инициативная группа), кто должен будет постоянно генерировать контент и вести аккаунты: создавать цепляющие фотографии, снимать видеоролики, писать увлекательные тексты, отвечать на комментарии. Все это требует значительного количества времени и творческой энергии.
- Наличие сайта как основного канала связи.
У многих библиотек уже есть какая-либо площадка, на которой они поддерживают коммуникацию с читателями. Чаще всего это сайт или отдельная страница на сайте вузе, предназначенная для библиотеки. На таком ресурсе обычно делятся ключевыми новостями: «Проводим фестиваль такой-то, приходите». Или: «31 декабря и 1–7 января библиотека не работает». Или еще: «Найдена шапка. Синяя, с помпоном. Просим обратиться в гардероб».
Иными словами (и, кстати, совсем без тени иронии), сайты библиотек уже выполняют необходимую новостную функцию. Зачем же плодить площадки, создавая аккаунт где-то еще?

Однако сайт, как уже было отмечено, берет на себя в большей степени информационную нагрузку. А блог в Instagram или Вконтакте, канал в Telegram или где-либо еще выполняет скорее развлекательную и обучающую функцию. Контент на этих площадках воспринимается проще (а потому охотнее и активнее) целевой аудиторией, а сам формат публикаций в таких аккаунтах понятен и близок пользователем.
Таким образом, сайта для современной библиотеки уже недостаточно. Она может научиться говорить со своими читателями на их языке в актуальном формате. Это вызывает интерес, лояльность аудитории и восхищение — ведь всего этого достойны библиотеки, не правда ли?
Таким образом, сайта для современной библиотеки уже недостаточно. Она может научиться говорить со своими читателями на их языке в актуальном формате. Это вызывает интерес, лояльность аудитории и восхищение — ведь всего этого достойны библиотеки, не правда ли?

Выбор площадки
Чуть выше мы уже упомянули несколько соцсетей, которые могут стать площадкой для рупора библиотеки. Перечислим их здесь, указав на ключевые отличия и особенности аудитории, которые стоит учитывать при выборе площадки для размещения библиотечного блога.
Пост в Инстаграме состоит, в первую очередь, из визуальной составляющей — фотографии, галереи из снимков или видеоматериала. Под фотографией размещается текстом объемом до 2200 символов.
Кроме того, пользователи соцсети активно наблюдают за сториз аккаунтов, на которые они подписаны, — небольшими 10–15-секундными историями, которые можно просмотреть в течение суток. Так создается ощущение «вовлеченности в жизнь блогера», которым может воспользоваться для своего продвижения и библиотека.
Целевая аудитория — мужчины и женщины всех возрастов, в среднем от 16 до 60 лет.
Чуть выше мы уже упомянули несколько соцсетей, которые могут стать площадкой для рупора библиотеки. Перечислим их здесь, указав на ключевые отличия и особенности аудитории, которые стоит учитывать при выборе площадки для размещения библиотечного блога.
- Instagram.
Пост в Инстаграме состоит, в первую очередь, из визуальной составляющей — фотографии, галереи из снимков или видеоматериала. Под фотографией размещается текстом объемом до 2200 символов.
Кроме того, пользователи соцсети активно наблюдают за сториз аккаунтов, на которые они подписаны, — небольшими 10–15-секундными историями, которые можно просмотреть в течение суток. Так создается ощущение «вовлеченности в жизнь блогера», которым может воспользоваться для своего продвижения и библиотека.
Целевая аудитория — мужчины и женщины всех возрастов, в среднем от 16 до 60 лет.

- Telegram.
Для библиотечного блога наиболее подходящим будет формат канала: можно делиться новостями из мира библиотечного дела, публиковать заметки о библиотечных архивах, рассказывать о интересной литературе и не только.
Главенствующая роль отдается тексту, но фотографии и видео тоже можно прикладывать. Изюминка телеграма — возможность создать собственные тематические стикеры (альтернатива эмоджи в самых разных формах исполнения), которыми смогут пользоваться все подписчики библиотечного канала. Получается что-то вроде забавного мерча (браслетиков, наклеек, закладок), который обычно готовят к мероприятиям, только бесплатного.
Целевая аудитория — чуть старше, чем у инстаграма, примерно 20–50 лет. И мужчин в телеграме больше, чем в инстаграме.
- Вконтакте.
Если для многих библиотек формат инстаграма и телеграма еще не освоен, то с Вконтакте большинство уже знакомо. Возраст основной пользовательской аудитории этой библиотеки чуть старше, чем в инстаграме, да и сам формат предполагает большее количество текста.

- Facebook.
Однако именно здесь публикуют новости, заметки и свои мысли чиновники, деятели культурной, социальной сферы, руководители крупных библиотек и многие другие известные люди.
В этом плане фейсбук позволяет создать своего рода «бизнес-аккаунт» библиотеки, но затрудняет ее более душевную коммуникацию с молодым поколением — детьми, подростками, студентами, молодежью, которое практически не пользуется фейсбуком.
- ЖЖ (живой журнал).
Сейчас этот формат еще жив и процветает в определенных кругах, однако юное поколение, на которое часто ориентируются библиотеки, создавая свои аккаунты, там практически не появляется.

Определиться с целевой аудиторией
Немного познакомившись с возможными площадками для размещения своего аккаунта, стоит определиться со своей целевой аудиторией.
Так, логично, что университетская библиотека больше ориентирована на студентов и преподавателей, поэтом современные форматы — блог в инстаграме, телеграме или Вконтакте — подходят как нельзя лучше.
А, например, детская библиотека в поселке общается в соцсетях в основном с мамами, папами, бабушками своих юных читателей, поэтому более привычный формат — группа Вконтакте, где можно делиться подборками книг для малышей, пальчиковыми играми и идеями поделок, — будет эффективнее, чем канал в телеграме.
Где-то, например в крупнейших федеральных библиотеках, аудитория гетерогенна и включает в себя самые разные группы по полу, возрасту, интересам.
Где-то это многообразие удается привести к общему знаменателю. Например, хорошо знакомая вам ЛаЛаЛань ориентируется на интересы студентов, преподавателей и сотрудников библиотек, поэтому (к сожалению?..) мы не публикуем рецепты, новости об успехах в космосе и пр. Потому что — мы надеемся, что не ошибаемся, — наши читатели заходят к нам за другими темами.
Немного познакомившись с возможными площадками для размещения своего аккаунта, стоит определиться со своей целевой аудиторией.
Так, логично, что университетская библиотека больше ориентирована на студентов и преподавателей, поэтом современные форматы — блог в инстаграме, телеграме или Вконтакте — подходят как нельзя лучше.
А, например, детская библиотека в поселке общается в соцсетях в основном с мамами, папами, бабушками своих юных читателей, поэтому более привычный формат — группа Вконтакте, где можно делиться подборками книг для малышей, пальчиковыми играми и идеями поделок, — будет эффективнее, чем канал в телеграме.
Где-то, например в крупнейших федеральных библиотеках, аудитория гетерогенна и включает в себя самые разные группы по полу, возрасту, интересам.
Где-то это многообразие удается привести к общему знаменателю. Например, хорошо знакомая вам ЛаЛаЛань ориентируется на интересы студентов, преподавателей и сотрудников библиотек, поэтому (к сожалению?..) мы не публикуем рецепты, новости об успехах в космосе и пр. Потому что — мы надеемся, что не ошибаемся, — наши читатели заходят к нам за другими темами.

Тематика, или О чем писать
Тематика вашего блога формируется где-то на стыке того, что нужно и интересно вашей целевой аудитории, и того, о чем вам было бы интересно и важно рассказать.
Возможно, кто-то пренебрегает вторым условием этой задачи. Мы же считаем, что это недопустимо: ведение блога — трудоемкая и продолжительная работа, которую можно выдержать, лишь будучи заинтересованным, в первую очередь, в процессе. И только потом — в результате.
Какие рубрики можно включить в свой аккаунт и на какие темы можно писать посты для библиотечного блога?
Поверьте, вашим читателям полезно и интересно узнавать о принципах каталогизирования, о RFID-системах, о распорядке дня библиотекаря, о трудностях и приятных моментах вашей профессии — об этом только нужно рассказать. Живо, по-настоящему, увлекательно и глубоко, как когда общаешься с дорогим сердцу другом.
Тематика вашего блога формируется где-то на стыке того, что нужно и интересно вашей целевой аудитории, и того, о чем вам было бы интересно и важно рассказать.
Возможно, кто-то пренебрегает вторым условием этой задачи. Мы же считаем, что это недопустимо: ведение блога — трудоемкая и продолжительная работа, которую можно выдержать, лишь будучи заинтересованным, в первую очередь, в процессе. И только потом — в результате.
Какие рубрики можно включить в свой аккаунт и на какие темы можно писать посты для библиотечного блога?
- Подборки книг по темам, направлениям, личным рекомендациям сотрудников библиотеки;
- подборки самых популярных и нужных книг на основе статистики из ЭБС;
- «открытый микрофон» для каждого, кто работает в вашей библиотеке: мини-интервью и комментарии;
- рассказ о библиотечном питомце (если у вас живет такой);
- освещение библиотечных проектов, конкурсов, фестивалей, их проведения и результатов;
- рубрика «Наши читатели»: о том, кто и зачем приходит в библиотеку;
- мини-викторины, ребусы, опросы для ваших читателей;
- цикл небольших постов о том, как вести себя в библиотеке, как найти нужную книгу, как обращаться с книгами;
- дополнительные материалы для целевой аудитории, как в примерах выше: мастер-классы и игры для мам, анонс сторонних культурных мероприятий для студентов и пр.;
- рассказ о здании библиотеки (часто это исторические памятники или, наоборот, экстрасовременное пространство с тематическим зонированием);
- демонстрация архивов: как, что, где и сколько хранится;
- актуальная тема — библиотека в период пандемии: что изменилось, с какими сложностями пришлось столкнуться, маленькие победы и многое, многое другое.
Поверьте, вашим читателям полезно и интересно узнавать о принципах каталогизирования, о RFID-системах, о распорядке дня библиотекаря, о трудностях и приятных моментах вашей профессии — об этом только нужно рассказать. Живо, по-настоящему, увлекательно и глубоко, как когда общаешься с дорогим сердцу другом.

Визуал, или Как подать материал
Содержательное наполнение поста — это только часть работы блогера. Чтобы читатель, пролистывая ленту, остановился именно на вашей публикации, на которую вы потратили столько сил, необходимо еще ее грамотно оформить с точки зрения визуала.
Особенно это важно для инстаграма, чуть меньше для Вконтакте. В случае с инстаграмом пользователь видит не только единичные публикации, но и весь профиль целиком, который состоит в предпросмотре только из визуальных элементов — картинок и видео.
Поэтому важно не только наличие изображения, но и его качество, стилистическое соответствие, сочетание с остальными визуальными элементами. Всему этому можно научиться, а можно просто дать волю своей фантазии и чуть поперчить ее хорошим вкусом.
О каких-то общих моментах качественных фотографий книг вы также можете узнать из нашей прошлой статьи.
Содержательное наполнение поста — это только часть работы блогера. Чтобы читатель, пролистывая ленту, остановился именно на вашей публикации, на которую вы потратили столько сил, необходимо еще ее грамотно оформить с точки зрения визуала.
Особенно это важно для инстаграма, чуть меньше для Вконтакте. В случае с инстаграмом пользователь видит не только единичные публикации, но и весь профиль целиком, который состоит в предпросмотре только из визуальных элементов — картинок и видео.
Поэтому важно не только наличие изображения, но и его качество, стилистическое соответствие, сочетание с остальными визуальными элементами. Всему этому можно научиться, а можно просто дать волю своей фантазии и чуть поперчить ее хорошим вкусом.
О каких-то общих моментах качественных фотографий книг вы также можете узнать из нашей прошлой статьи.

Комментариев нет:
Отправить комментарий